24 ноября 2022 года на базе МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа» состоялся семинар-практикум «Пересказ текста на уроках русского языка и литературы – выход на итоговое собеседование».
Участниками данного мероприятия стали учителя 11 образовательных организаций Крапивинского муниципального округа. Данная тема была выбрана неслучайно: начиная с 2019 года в рамках реализации концепции преподавания русского языка и литературы в 9 классах проводится итоговое собеседование, которое направлено на проверку навыков устной речи, и в 2023 году итоговое собеседование как допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования пройдет 8 февраля.
С приветственным словом и пожеланиями плодотворной работы к участникам семинара обратилась Ирина Ивановна Свиридова, заместитель начальника УО. В своем выступлении она отметила, что современная жизнь ставит перед учениками новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях. Организовать деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Ученики работают с текстами на всех уроках, но умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Елена Александровна Петрикеева, руководитель РМО учителей русского языка и литературы, говоря о теме семинара, остановилась на структуре контрольно-измерительных материалов итогового собеседования, отметив, что самыми сложными заданиями для обучающихся являются пересказ теста и монологическое высказывание, поскольку на подготовку дается очень мало времени. При этом пересказ должен быть подробным с обязательным добавлением цитаты, а монологическое высказывание (описание, повествование или рассуждение) должно быть связным, цельным, завершенным.
Ведущая мастер-класса Ирина Васильевна Астахова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа», поделилась опытом работы по обучению пересказу: подготовила для педагогов памятки, напомнила правила выразительного чтения текста, рассказала об особенностях подробного пересказа. Кроме того, Ирина Васильевна подсказала коллегам, какие советы можно дать обучающимся при подготовке к итоговому собеседованию.
Учителя русского языка и литературы почувствовали себя в роли учеников, пересказывая текст, выбирая место для цитаты и используя разные способы цитирования.
Наталья Юрьевна Емельянова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа», показала фрагмент урока в 9 классе «Я помню! Я горжусь!».
Сначала ребятам были предложены задания на предупреждение речевых и грамматических ошибок (которые можно использовать при подготовке не только к собеседованию, но и к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), показан видеофрагмент передачи про Николая Масалова, связанный с темой описания. Далее обучающиеся вспомнили признаки текста-описания, обсудили этапы работы над монологическим высказыванием, составили алгоритм.
Для составления монолога-описания девятиклассникам была предложена фотография недавно открывшегося в Кемерове памятника Воину-освободителю, прототипом которого стал Николай Масалов. Ребята, используя алгоритм и имеющиеся знания, составили связный, завершенный текст, учитывая речевую ситуацию.
Хочется отметить хороший уровень организации мероприятия и высокую мотивацию учителей русского языка и литературы.
По окончании семинара подвели итоги, где все педагоги отметили актуальность, практическую значимость и плодотворность такого формата работы.
Ирина Николаевна Ботенко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» поделилась впечатлениями: «Тема семинара очень актуальна. Коллеги предложили интересные формы работы по подготовке к итоговому собеседованию. Материал для выполнения задания № 3 подобран с учётом регионального компонента. Имели место проблемные вопросы. Для учителей приготовлены памятки, как готовить к выразительному чтению текста, его пересказу, описанию фотографии, рассуждению. Ничего лишнего — всё только по существу. Учителя русского языка и литературы попробовали себя в роли выпускников основной школы. Непринуждённая обстановка, обмен опытом оставили отличное впечатление от мероприятия».
«Данный мастер-класс предназначен для подготовки к итоговому собеседованию, которое направлено на проверку навыков спонтанной речи. Совершенствование речи обучающихся - кропотливая, каждодневная работа.
Мастер-класс построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также перспективности и преемственности между различными разделами курса», - высказала свое мнение Лариса Ивановна Устименко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа».
Все участники семинара единогласно решили использовать на своих уроках показанные и апробированные формы работы. |