18 января 2023 года на базе Зеленогорской средней общеобразовательной школы прошел методический семинар для учителей русского языка и литературы «Функциональная грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности в рамках подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ».
Целью данного семинара было распространение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-11 классов при подготовке к оценочным процедурам разного рода по русскому языку.
Программу семинара открыла Воробьева И.А., заместитель директора по УВР, которая говорила об общих подходах к оценке качества образования, реализуемых в рамках деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОБСР), о функционировании общероссийской оценки по модели PISA и задачах по формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями обновленных ФГОС и новыми моделями экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
На консультации для обучающихся 9 класса по методической проблеме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях усиления деятельностной составляющей экзаменационной модели» Есипова Ольга Николаевна представила вариант урока-консультации «Тире в бессоюзном сложном предложении». Главное внимание было уделено развитию коммуникативной компетенции, пунктуационному анализу текста, умению сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать информацию.
Работая с фрагментом текста Н. Богословского «Тургенев», ученики находили предложения с тире, объясняли случаи его постановки в простом предложении, самостоятельно определяли условия его постановки, указывая на смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Для закрепления темы учащиеся написали распределительный диктант с последующей взаимопроверкой и работой над ошибками.
Учитель русского языка и литературы Нефедова Елена Владимировна провела занятие в 10 классе по теме «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Осмысление исходного текста: формулировка проблемы и комментарий к ней, отражение позиции автора, формулировка и обоснование своего отношения к позиции автора». На занятии ученики работали с сочинением и анализировали его содержание в соотношении с критериями оценивания экзаменационной работы. Особое внимание было уделено анализу авторской позиции и языковым средствам ее представления в тексте.
Городилова Надежда Викторовна представила методическую презентацию учебно-методического комплекта О.М. Александровой «Родная русская литература» в аспекте проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся. В своем выступлении она говорила о новом понимании результата образования – формировании функциональной грамотности – и возможностях его достижения средствами современного учебника родной русской литературы.
На занятии курса внеурочной деятельности «Soft Skills» Хреновская Мария Сергеевна, учитель русского и английского языков, организовала работу восьмиклассников с несплошными текстами по теме «Мошенничество». Коллегам были представлены новые форматы заданий и приемы работы с информацией. Ученики продемонстрировали высокий уровень развития читательской грамотности и мотивации к обсуждению социальной проблемы мошенничества в киберпространстве.
Свое выступление Мария Сергеевна продолжила разговором об оценке читательской грамотности в рамках процедур внешней оценки качества образования. Было подчеркнуто, что именно читательская грамотность является основой функциональной грамотности современных школьников. Главной темой проблемного разговора стал анализ кодификатора компетенций и читательских умений для оценки читательской грамотности обучающихся.
При подведении итогов педагоги пришли к общему мнению, что проведенный семинар прошел плодотворно: были показаны интересные формы работы, все участники получили полезные памятки, которые смогут применять при подготовке обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
|